Погружения ночью

/ 18 апреля 2011
Notice: Undefined index: comment_count in /var/www/u0407544/data/www/russub.ru/wa-cache/apps/blog/templates/compiled/blog_ru_RU/8a/dc/44/8adc4407c9b2b17a5594179dd799777c439f7419.file.post.html.php on line 86
0 комментариев

Ночное погружение для тех дайверов, у кого есть хорошие фонари, - незабываемое приключение, в котором каждое подводное существо, каждый отблеск яркого коралла в свете фонаря кажутся чем-то волшебным. Ночное погружение выгодно еще и тем, что после него во время дневного погружения дайвер не запаникует, попав в полосу мутной воды. Вместе с тем любое ночное погружение характеризуется повышенным риском, исключающим желание совершить спелео- или декомпрессионное погружение или погрузиться к затонувшим объектам. Все условия должны быть точно такими же, как и при дневном погружении, потому что главным врагом дайвера при ночном погружении становится его психика.

Некоторые дайверы, вместо того чтобы готовиться к спокойному погружению, заранее страшатся несуществующих подводных монстров и берут с собой фонари в 50-100 ватт. Между тем снаряжение для ночного погружения должно быть подготовлено так же разумно и тщательно, как и для дневного. Исключением является самая важная составляющая - надежный и легкий в использовании фонарь, максимальная мощность которого не превышает 30-50 ватт, но который рассчитан на достаточное (чтобы хватило времени переодеться и доплыть до места погружения) время свечения. Угол отражателя фонаря зависит от конкретных условий применения - так, при плохой видимости широкоугольный отражатель даст ясный, но узкий луч. Следует также учесть, что фонарь равномерно движется, к этому надо привыкнуть; для группы дайверов также нужен запасной фонарь.

Основные требования к фонарю заключаются в следующем: его корпус должен быть рассчитан на определенное давление, должна иметься защита от полной разрядки аккумулятора и сигнализатор этого разряда; стекло должно быть противоударным, выдерживать нахождение над водой и вхождение в воду, когда фонарь включен; у обода отражателя должна быть защита от ударов и царапин, а у стабильной рукоятки - возможность крепления к кольцу жилета линем с карабином. Кроме того, фонарь должен иметь одинарные, либо двойные уплотнительные кольца по диаметру внутренней резьбы, а также возможность управления включением и выключением в перчатке плюс предохранитель от включения и быстрозарядное устройство для многократных погружений.

К снаряжению при ночных погружениях также предъявляются некоторые дополнительные требования. Оно не просто должно быть подогнанным и полным, но должно включать в себя светящиеся или светоотражающие приборы. Это полезно при всплытии далеко от корабля, а также при контроле погружения без фонаря. В такой комплект снаряжения безопасности у каждого члена дайв-группы должны входить рефлектирующие и светонакопительные вставки на жилете, выдерживающие давление световые маячки на 1,5-вольтную батареку и 15-20 часов работы (они мигают каждые 2-5 секунд, а над водой их свет иден на километры вокруг), светящиеся благодаря контактирующим с активатором жидкости или газу-наполнителю многоразовые пластиковые трубки того или иного, по договоренности с группой, цвета (яркость максимальна первые 3 часа, в целом светятся 10 часов), шестизарядные ракетные сигналы на сигнальных патронах (поднимаются на высоту 50 м, видны на километры; сигналы красного цвета считаются аварийными) и акустические сигнальные средства (свистки или сирены, работающие через инфляторное соединение от сжатого воздуха).

Конечно, помимо перечисленных устройств и предметов, каждый дайвер в группе должен иметь при себе второй "октопус" или регулятор (отработанное сменное дыхание при ночных погружениях не применяют), а также нож, потому что при ограниченном освещении легко запутаться в леске или сетях. Снаряжение нужно хорошенько, до автоматизма, изучить и прикрепить к телу так, чтобы обеспечить себе максимальную обтекаемость. От напарника во время ночного погружения требуется прежде всего достаточный опыт - планы погружения корректируются по партнеру с меньшим опытом. Единственный (не больше) новичок в группе, где вообще должно состоять максимум три человека, обязан четко и послушно следовать указаниям и требованиям руководителя группы, то есть соответственно понимать сигналы опасности и пройти инструктаж перед погружением (а держаться новичок должен в середине группы).

Погружение в условиях ночного видения осуществляется в водоеме, где погружения уже осуществлялись ранее и легче ориентироваться (начинать погружение лучше в сумерках). В водоеме не должно быть надводной активности типа движения судов, сильного прибоя или течения, крутых спусков, омутов и островков водорослей, ненадежных входа и выхода, препятствий в виде сетей, кабелей или деревьев, а также недостаточной видимости. Место входа и выхода должно быть освещено (хороши два источника света в ряд), способ нахождения пути возвращения к исходной точке подлежит обсуждению на берегу. Для обозначения также подходят фонари, костер (если за ним ведется наблюдение), рефлектирующие полоски, а также визуальные сигналы - подсвеченные водолазные флаги или красно-бело-красные фонари на мачте дайв-бота (если вода прозрачная, спусковой трап или якорь катера оснащаются сигнальной мигалкой).

Погружения ночью

Перед погружением дайвер должен тщательно проверить снаряжение - как свое, так и напарника - в том числе и осветители, использующиеся при снятии снаряжения после погружения. Снаряжение должно быть изучено до автоматизма. Дайвер должен уяснить для себя все о порядке погружения, подводных особенностях и своем месте относительно других, а также о подаче подводных сигналов (то есть должен быть проведен подробный инструктаж), о том, что уравновешиваться в воде нужно так же, как и днем, не касаясь ила, и об особенностях ночной жизни подводных организмов (хотя многие из них выглядят ночью совсем не так, как днем, а иных днем и вовсе не увидеть, трогать рыб руками не стоит, а освещать их лучше недолго и с прикрытым рукой отражателем). Это тем более важно, что в аварийной ситуации при ночном погружении предпочтительна собственная безопасность, поскольку своевременное оказание помощи затруднено.

Во время начала погружения, с берега или с дайв-бота, по якорному канату, фонари у всех дайверов должны быть включены. Выключать фонарь можно - на секунду, и только если потерян напарник, но в случае, если отключены фонари минимум у двух дайверов, надо всплывать, чтобы не потеряться. Над водой включенный фонарь - аварийный сигнал для обеспечивающих, поэтому, поднявшись на поверхность, дайвер должен его выключить. Выключать фонари одновременно можно только по договоренности, например, когда в тропических морях рядом с группой замечена игра света морских организмов. Время погружения должно быть четко отрегламентировано, вся группа должна находиться в точке выхода до того, как начнет тускнеть первый фонарь. Среди главных опасностей при ночных погружениях особняком стоит психологическая, которой может подвергнуться даже опытный дайвер, например, столкнувшись с испуганной рыбой.

Но если он опытен, он только улыбнется, а вот новичок, вполне вероятно, начнет паниковать, воображая невесть что. Еще одна опасность подстерегает под водой, это препятствия, на которые можно внезапно натолкнуться, тогда нужно использовать компас и вернуться обратно. Также стоит держаться подальше в воде от кораблей, даже стоящих на якоре, а на берегу - от крутых обрывов, песчаных отмелей, скользких грунтов. Нельзя погружаться при нарушениях здоровья, после принятия алкоголя, приема пищи и некоторых лекарств. Наконец, имеет место эффект "вертиго", когда человек полностью теряет способность ориентироваться в пространстве: в чуть мутной воде, не видя ни дна, ни поверхности с фонарями, и при некоторых проблемах с выравниванием давления, когда кружится голова, могут отказать и глаза, и вестибулярный аппарат, и указывающие направления приложения силы сенсоры в мышцах одновременно.

Сориентироваться можно, опираясь на "данные" в виде направления движения воздушных пузырей или плавучести фонаря. Также можно посмотреть на дно, свет лампы на берегу или катере, на звездное небо. А лучше всего погружаться с изначальной привязкой взгляда к одному из четких источников света, как к ориентиру. Что должно быть на сопровождающем катере во время ночного погружения, помимо стандартного снаряжения безопасности? Опознавательные огни трех цветов во время движения (на маленьком катере хватит одного фонаря на носу), а во время якорной стоянки - белый круговой якорный свет. На мачте - аналог водолазных флагов, три фонаря (красный - белый - красный), буй с освещением (если нет лодки - линь буя для якоря). Катер должен иметь общее освещение во время подготовки к погружению и освещение трапа и якорного линя на глубине в 3 метра, а также якоря (для этого применяют небольшие фонари - мигалки или химические огни).

Конечно, катер должен быть работоспособен и, если он идет на помощь группе, пока дайверы в воде, обязан оставить на дне якорь, а за борт выбросить освещенный буй, соединенный с якорем. Проинструктированные заранее обо всех нюансах дайверы будут ждать ушедший оказывать помощь катер подле этого буя. В перечень обязательных для соблюдения правил ночного погружения, помимо стандартных, входят предписания составлять группы из трех, но не более, человек, не есть и не принимать алкоголь за 2-3 часа до погружения, контролировать снаряжение (свое и напарника), не рассматривать ночное погружение как тренировку, не плавать на длинные дистанции не уплывать глубже, чем на 8-10 м (а в море на 15-20 м).

При погружении необходимо обязательно видеть дно, погружаться только бездекомпрессионно, точно определять компасный курс и придерживаться обговоренного курса, а также знать аварийные сигналы и сигналы фонарем, помнить обратный путь к берегу или якорю по приметам или компасу, не подплывать к препятствиям типа веревок или сетей, не поднимать ила (оттарироваться аккуратно), не трогать и не освещать спящих животных, не ослеплять других дайверов, включать фонарь только в воде, а держать его из-за магнитных выключателей подальше от компьютера и компаса, включить запасной светильник, если фонарь утерян, а если его нет, установить контакт с напарником - а уж если нет и напарника, коротко поискать, на секунду выключить фонарь и при отсутствии других фонарей контролируемо всплывать.

Вверх